Оптовая торговля продуктами питания — одна из отраслей, которые наиболее редко обращаются к услугам факторинга. Быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности, постоянный спрос и подробная база данных заказчиков делают эту сферу вполне самодостаточной. Однако бизнес, связанный с реализацией продуктов питания, имеет свои недостатки. У овощей, фруктов, готовых блюд короткий срок годности. Из-за этого испортившиеся в пути от оптовой базы до магазина товары, чья отгрузка была профинансирована, нередко возвращаются поставщику. Как факторинг поможет обеспечить своевременные поставки и исключить риск порчи продукции?
Содержание:
Если сравнивать текущее положение дел на рынке продуктов питания с прошлыми годами, выявляется положительная тенденция его развития. Темпы роста продаж в данной сфере усиливаются — ежегодное повышение в среднем составляет 9—11 %. С 1980 по настоящее время отрасль обеспечивает один из самых колоссальных потребительских рынков в РФ, и такая ситуация сохраниться в течение как минимум 15 лет.
Если принять во внимание повышение доли потребления и стабильный спрос, а также открытие новых производственных организаций и оптовых баз, в будущем логично ожидать увеличения количества звеньев в цепочке производитель-поставщик-потребитель. Однако данный прогноз вряд ли станет реальностью: большинство предпринимателей задумывается об оптимизации расходов для получения прибыли и эффективной отстройки от конкурентов.
Текущая картина на российском рынке продуктов питания такова:
При повышении конкурентами цен на аналогичные товары бизнесмены предпочитают не менять стоимость на реализуемую продукцию. Такой подход возможен только при сокращении звеньев цепочки поставок. Без большого количества посредников возможно сохранение прибыли без повышения отпускной цены.
Короткая цепочка поставок имеет еще одно достоинство. При малом количестве вовлеченных посредников портится меньшая доля продуктов питания с коротким сроком хранения. Так, отрасль подразделяется на 2 категории, в каждой из которых своя специфика организации поставок.
1. Скоропортящиеся продукты со сроком годности до 10 дней.
Товары из этой категории нуждаются в максимально короткой цепочке поставок. Из-за специфики продукции дается короткая отсрочка платежа либо же ее полное отсутствие. Если производитель не предоставляет возможность разделить расчет за товары на несколько этапов, использовать факторинг в данном случае невозможно.
Дополнительные трудности создает жесткое регулирование подотраслей. Так, при реализации молочной продукции законодательно установлены правила, в соответствии с которыми каждый участник торгового процесса обязан проходить специальную подготовку и повышать свою квалификацию до определенного уровня в зависимости от должности (Федеральный закон №88-ФЗ). Также все связанные с поставками сотрудники должны знать и строго следовать должностным и технологическим инструкциям, санитарным и ветеринарным правилам и нормам, которые устанавливают требования к качеству и безопасности пищевой продукции. Чтобы минимизировать затраты на обучение и не завышать стоимость конечного изделия, каждый производитель стремится поставлять товары если не напрямую, то хотя бы через единственного посредника.
2. Продукты, срок хранения которых достигает от 10 дней до нескольких месяцев.
Продавцы в данном сегменте имеют более выгодные условия касательно использования факторинговых услуг в сравнении с коллегами, реализующими товары с минимальным периодом оборачиваемости. При этом здесь существует особая закономерность — чем дальше конечный покупатель находится от фирмы-изготовителя, тем большее количество звеньев будет в цепочке поставок. У каждого из ее участников есть необходимость удовлетворить свои личные потребности, выполняя план закупок с предоплатой либо с расчетом по факту отгрузки. В то же время продавцы желают сохранить выгодные условия для клиентов, предлагая скидки или отсрочки платежей. Из-за этого возникает кассовый разрыв.
Таким образом, в условиях высокой конкуренции на рынке пищевой продукции единственным выгодным для всех участников цепочки выходом из ситуации является классический факторинг. Услуга дает возможность освободить оборотные средства у каждой стороны и пустить их на сотрудничество с федеральными торговыми сетями, которые быстро вытесняют региональные точки.
Для последних же эффективным решением проблемы захвата значительной доли рынка ФТС является закупочный факторинг. При обращении к Агенту региональные представители могут получить отсрочку от поставщиков, не тратя при этом все собственные средства, снизить стоимость отгрузки для федеральных магазинов и предлагаемых товаров. Такой подход позволит развивать бизнес в регионах без потерь и отстроиться от более крупных конкурентов.
Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку: