В периоды экономической нестабильности повышается актуальность факторинговых сделок. Их заключение помогает компаниям справиться с финансовыми трудностями, вызванными постоянным ростом дебиторской задолженности и плохо прогнозируемой ситуацией на рынке. Неизбежное в таких случаях усложнение требований при кредитовании юридических лиц может поставить угрозу не только развитие, но и само существование бизнеса.
Сотрудничество с факторинговыми компаниями помогает решить эту проблему за счет увеличения объема оборотных средств и сокращения кассовых разрывов. Многие российские компании уже на практике убедились в его преимуществах. Тем не менее в процессе взаимодействия возникает много вопросов, связанных с правильным оформлением документации. Чаще всего владельцев бизнеса интересует, как ведутся бухгалтерский и налоговый учеты факторинга. В статье мы подробно рассмотрим эти вопросы
Договор факторинга (т.е. финансирования под уступку денежного требования) заключается в рамках гражданско-правовых отношений. Согласно ему клиент уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования в отношении третьего лица (должника) и оплачивает оказанные агентом услуги. В свою очередь, фактор обязан выполнить не менее 2 действий, связанных с денежными требованиями, которые стали предметом уступки в соответствии с п. 1 ст. 824 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ финансовый агент получает возможность:
Соответственно, договор финансирования под уступку денежных требований касается 3 участников:
Чаще всего стороны взаимодействуют по следующему алгоритму:
Компания-поставщик заключает с фактором договор в соответствии с ним готовит свой товар к реализации. | |
Покупатель принимает заказанную продукцию или услуги и документально подтверждает факт получения. | |
Далее фактор фактор перечисляет поставщику часть от указанной в договоре суммы (80-90%). | |
Компания-покупатель поэтапно расплачивается за полученные товары или услуги. Деньги перечисляются на счет фактора, который после полной выплаты переводит поставщику оставшиеся 10-20% и забирает свою комиссию. |
Такой формат сотрудничества удобен для предприятий как малого, так и среднего и крупного бизнеса, поскольку дает компаниям возможность функционировать в наиболее благоприятном
для них режиме. Поставщик сразу получает большую часть средств и может вложить их в производство следующей партии продукции или расширение своего бизнеса. Покупатель же может пользоваться товарами и услугами, отсрочив их оплату до удобного времени. Все участники сделки имеют возможность стабильно развивать свое дело.В зависимости от того, на кого ложится ответственность, факторинг может быть:
с регрессом | без регресса |
При заключении таких сделок ответственность за добросовестность покупателя целиком возлагается на поставщика. Если компания-получатель отказывается от своих обязательств по оплате товаров/услуг, фактор имеет право потребовать назад деньги, перечисленные поставщику. Поскольку риски финансового агента минимальны, его комиссия за обслуживание такой сделки тоже невысока. | В этом случае фактор полностью берет на себя все вопросы, связанные с взысканием задолженности у покупателя. Поставщик не несет никаких финансовых рисков, однако размер комиссии за заключение сделки без регресса значительно больше. |
Независимо от вида договора факторинг удобен для всех сторон, поскольку:
Все взаиморасчеты между сторонами договора должны быть отражены в бухучете компаний. Бухгалтерские записи по этим операциям оформляются согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Все операции, касающиеся факторинга, должны быть отражены на субсчете счета 76. Его можно назвать «Расчеты с факторинговыми компаниями».
При заключении сделки без регресса бухучет операций у поставщика производится следующим образом:
Согласно (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) сумма, полученная от продажи денежных требований (товаров, активов, отличных от денежных средств), включается в прочие доходы. Признание дохода, полученного в результате сделки, в установленном договором факторинга размере осуществляется на дату подписания акта об уступке права требования, т.е. в момент перехода этого права к банку (п.п. 10.1, 16 ПБУ 9/99).
Стоимость уступаемого требования в сумме задолженности покупателя входит в прочие расходы. В соответствии с п. п. 11, 14.1, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н они признаются в размере дебиторской задолженности (уступленного требования):
На основании п. 11 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете оплата финансовых услуг по договору факторинга в форме вознаграждения факторинговой компании включается в операционные расходы. Они признаются, если выполнены условия, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99. Касательно комиссии финансового агента за предоставление денежных средств датой их выполнения считается дата подписания акта об оказании услуг по договору факторинга.
Если оформляется договор факторинга с регрессом компания-поставщик ведет бухучет следующим образом:
После оплаты со стороны покупателя дебиторской задолженности в пользу фактора добавляются записи:
Если же покупатель (дебитор) отказывается погашать задолженность в пользу фактора требуется вносить другие записи:
Основная задача перечисленных проводок по договорам факторинга как с регрессом, так и без, состоит в том в том, чтобы уменьшить размер долга и получить денежные средства, поскольку факторинг представляет собой не кредит, а продажу дебиторской задолженности банку.
Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку: