Виды факторинга

21.03.2019
5 мин

Факторинговая схема сотрудничества позволяет предприятиям получить финансирование под дебиторскую задолженность. Такой подход помогает поставщикам снизить риски невыплаты со стороны контрагентов и моментально направить средства на повышение товарооборота и решение других вопросов. Покупатель при этом получает удобную для себя отсрочку платежа.

Напомним основную схему работы этого «механизма»:

Поставщик предоставляет покупателю партию своей продукции и передает накладные фактору.

Последний анализирует величину сделки, срок предоставления отсрочки, количество и особенности товаров/услуг, а также возможные риски неоплаты.

После этого фактор переводит на счет поставщика от 50 до 90% от суммы долга покупателя. Когда сделка завершена и стороны выполнили условия договора, то есть товар поставлен, принят и полностью оплачен, наступает финальный этап.

Фактор переводит поставщику оставшиеся средства за вычетом своей комиссии.

В результате такого сотрудничества выигрывают все стороны. Поставщик получает дополнительное беззалоговое финансирование, повышение товарооборота, усиление контроля за дебиторской задолженностью. Покупатель может рассчитывать на выгодные условия оплаты и расширение собственного рынка сбыта.

Выделяют несколько видов сделок с участием факторинговых компаний:

С финансированием и без финансирования

Если фактор переводит на счет продавца 80—90% от стоимости поставки, то такая схема сотрудничества подразумевает финансирование. В этом случае посредник имеет право требовать от покупателя платежи за полученные товары/услуги в соответствии с утвержденным графиком. Получается, фактор предоставляет клиентам продавца кредит на полученную продукцию. Оставшиеся 10—20% служат «страховкой» на тот случай, если покупатель остался недоволен качеством или решил предъявить другие претензии. Поставщик получает этот остаток после того, как его клиент полностью оплатил товары/услуги.

При факторинге без финансирования посредник берет на себя задачу инкассирования дебиторских счетов продавца. На практике это происходит следующим образом. Поставщик отгружает продукцию своему клиенту, а затем предоставляет фактору счета. Задача последнего ― проконтролировать поступление платежей от покупателя в соответствии с утвержденным графиком.

С регрессом и без регресса

Факторинг с регрессом предполагает, что риск неоплаты поставленной продукции берет на себя продавец. В этом случае фактор финансирует поставку, но при отсутствии своевременной оплаты от покупателя он вправе потребовать деньги с поставщика. Сделки с регрессом обычно практикуют предприятия, уверенные в своих дебиторах.

Безрегрессовый вид предполагает, что факторинговая компания полностью берет на себя риски, связанные с возможной неуплатой долга. Поставщик получает средства на свой счет в размере до 90% от суммы договора. В случае если покупатель допустил просрочку, фактор имеет право заявить о своих требованиях в судебном порядке. По этой причине подобные договоры заключаются после тщательной проверки контрагента.

Открытые и закрытые

Если покупателя ставят в известность, что в сделке участвует третья сторона (фактор), контролирующая его обязательства по оплате товаров/услуг, то речь идет об открытом факторинге. Уведомление обычно происходит через отметку на счете-фактуре о направлении платежа в адрес другой организации (не поставщика).

При закрытом факторинге покупателя, соответственно, не предупреждают о привлечении к работе третьей стороны. Он перечисляет средства за товары/услуги в полном объеме на счет поставщика, а последний рассчитывается с фактором. В соответствии со сложившейся практикой факторинг без регресса обычно бывает открытым, а с регрессом ― как открытым, так и закрытым.

Внешние и внутренние

Внутренний факторинг является для нашей страны наиболее распространенным и привычным. В этом случае все три стороны сделки: продавец, покупатель и фактор ― находятся на территории одного государства.

Преимущества внутреннего факторинга

  1. Эффективное управление дебиторской задолженностью

    С помощью внутреннего факторинга компания может оперативно контролировать процесс оплаты счетов, управлять дебиторской задолженностью и минимизировать риски просроченной задолженности. Это позволяет улучшить платежеспособность компании и обеспечить стабильность финансового положения.

  2. Оптимизация оборотного капитала

    Используя внутренний факторинг, компания может улучшить оборотные средства за счет быстрого привлечения денежных средств от клиентов. Это помогает снизить финансовые затраты на обслуживание дебиторской задолженности и повысить ликвидность бизнеса.

  3. Гибкость и контроль

    Одним из основных преимуществ внутреннего факторинга является возможность сохранить гибкость и контроль над процессом управления дебиторской задолженностью. Компания может самостоятельно устанавливать условия финансирования, принимать решения о скидках и отсрочках платежей, адаптируя их под свои потребности.

Внешний (экспортный, международный) факторинг применяется, если стороны договора поставки являются резидентами разных стран. При этом наиболее распространена схема, когда к работе привлекается два фактора. Один находится в стране продавца, то есть финансирует экспортера, а другой ― в стране покупателя, то есть принимает на себя кредитные риски и занимается инкассацией дебиторской задолженности. В России данная схема развита слабо и в основном применяется в работе с контрагентами из ближнего зарубежья.

Факторинговое обслуживание является удобным инструментом страхования финансовых обязательств компаний друг перед другом. Особенно острую необходимость в такой поддержке ощущают предприятия, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Спрос на различные виды факторинга в банках среди российских предприятий постоянно расширяется, этим и обусловлена их гибкость и универсальность. Тем не менее не все компании могут воспользоваться приведенными выше схемами сотрудничества.

Как правило, факторы не идут на заключение договоров с компаниями, которые:

Во всех остальных случаях предприятия могут рассчитывать на подбор оптимальных условий сотрудничества с факторинговой компанией.

У Вас остались вопросы или решили воспользоваться нашими услугами?

Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку:

Назад
e-factoring

Мы используем Cookies

для того, чтобы вам было удобно пользоваться нашим сайтом

Если вы не хотите, чтобы в следующий раз мы вас узнали, рекомендуем покинуть сайт (жаль, если уйдете, так и не оставив заявку или не позвонив нам)

Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с положением об обработке и защите персональных данные (ссылка на положение).